• »
  • »

Расчет базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (83-ФЗ)

Базовые нормативные затрат являются ключевым элементом при формировании государственного задания и определении объема финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Корректный расчет нормативных затрат позволяет обеспечить не только эффективное использование бюджетных средств, но и качественное оказание государственных услуг населению. В данной статье мы рассмотрим особенности расчета базовых нормативов с учетом актуальных практик и нормативных требований.

Теоретические основы расчета нормативов

Сметное и нормативно-подушевое финансирование: сравнение

На сегодняшний день в российской финансовой практике сохраняется принцип сметного финансирования, несмотря на переход в более современным принципам программно-целевого управления и нормативно-подушевого финансирования. Вместе с тем внедрение механизма базового норматива (с 2013 г.) должно значительно расширить возможности нормативного финансирования учреждения для повышения качества оказываемых ими государственных услуг (в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры и т.д.). Сравнительная характеристика сметного и нормативного подходов приведена на рисунке ниже:

Базовый норматив затрат представляет собой финансовый показатель, определяющий размер финансовых ресурсов, необходимых для оказания единицы государственной услуги (работы) при прочих равных условиях. В этой связи для Учредителя и его сети подведомственных учреждений возникает объективная потребность в правильном расчете и финансово-экономическом обосновании базовых нормативов затрат.

Структура нормативных затрат

Составляющие базового норматива, методология
Базовый норматив затрат включает две основные составляющие:

ПРЯМЫЕ: затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ: затраты на общехозяйственные нужды, напрямую не связанные с оказанием услуги.

Описание структуры нормативных затрат с указанием возможных классификаторов КОСГУ представлена в таблице ниже.

ТИП

Характеристика

Код

КОСГУ

Прямые
Оплата труда основного персонала
ОТ1
211, 213
Затраты на материальные запасы
МЗ
341-349
Иные затраты
ИНЗ
200, 300 группы КОСГУ
Общехозяйственные
Услуги связи
УС
221
Транспортные услуги
ТУ
222
Коммунальные услуги
КУ
223
Содержание недвижимого имущества
СНИ
225, 224
Содержание особо ценного движимого имущества
СОЦДИ
225, 224
Прочие затраты
ПНЗ
200, 300 группы КОСГУ

Методология расчета нормативных затрат

На сегодняшний день в практике расчета нормативных затрат можно выделить следующие методы:
метод эффективного учреждения
медианный
Нормативный

Нормативный метод

Предполагает использование в расчете базового норматива регламентированных ограничений по использованию того или иного ресурса в процессе оказания услуги. Такими ограничениями могут выступать: нормы рабочего времени, рекомендуемые штатные нормативы, стандарты услуги, порядки оказания услуги, требования ГОСТ, требования СанПиН и др.

В упрощенном варианте формулу расчета натуральной нормы в пересчете на единицу государственной услуги можно представить в следующем виде:

где n – натуральная норма расходования k-ресурса для оказания установленного объема (V) услуги
Цена – рыночная цена за единицу k-го ресурса

Рассмотрим расчет натуральной нормы для оказания услуг в области дошкольного образования на примере штатного трудового ресурса. Например, в отдельных муниципальных актах предусматривается наличие в штате детского психолога в размере 0,25 ставки из расчета на 3 группы. Допустим, что детский сад состоит из 6 групп, общей численностью 120 детей. В результате для расчета натуральной нормы нам потребуется пересчитать штатные нормативы в на единицу услуги (на одного ребенка) в натуральном и стоимостном выражении.

Так, для 6 групп нашего условного детского сада потребуется 0,5 ставки детского психолога
При 36-часовой рабочей неделе годовой фонд рабочего времени на 1 ставку составит 1 774,4 трудочаса, а на 0,5 ставки – 887,2 трудочаса (1 х 774,4/2). Таким образом, на одного ребенка натуральная норма использования трудового ресурса «детский психолог» составит:
887,2 х трудочасов / 120 детей = 7,39 трудочаса на 1 ребенка

Далее пересчитаем данный показатель в стоимостном выражении. Допустим, общий размер ежемесячных выплат на 1 ставку детского психолога составляет 45 000 руб, включая оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. В итоге годовой фонд оплаты труда (ФОТ) на полную ставку детского психолога 540 000 руб. (45 000 * 12 мес). Также дополним годовой ФОТ единым тарифом страховых взносов (+30%), получим: 540 000 руб. х 130% = 702 000 руб.

Теперь, зная годовой фонд оплаты труда и годовой фонд рабочего времени, можно рассчитать размер стоимостном выражения штатного ресурса, приходящегося на единицу услуги.

702 000 руб / 1 774,2 трудочасов = 395,67 руб. за 1 трудочас.

Как было установлено ранее, на одного ребенка в нашем примере приходится 7,39 трудочасов детского психолога. Получаем стоимостное выражение трудового ресурса «детский психолог» в базовом нормативе:

7,39 трудочасов х 395,67 руб. = 2 924 руб. на 1 ребенка

Метод эффективного учреждения и медианный метод

Использование данный методов предполагает сбор и группировку информации о расчетных (индивидуальных) нормативах по каждому учреждению, которое оказывает соответствующую услуги. В результате базовых норматив определяется как наименьшее значение (метод эффективного учреждения) или медианное значение (медианный метод) в полученном числовом ряду.

Пример применения таких методов приведен в таблице ниже:

УЧРЕЖДЕНИЕ

Услуга

Расчетный (индивидуальный) норматив по учреждению (руб.)

Норматив «метод эффективного учреждения» (руб.)

Норматив «медианный метод» (руб. за ед.)

Учреждение № 1
Услуга № 1
1200
1000
1250
Учреждение № 2
1300
Учреждение № 3
1000
Учреждение № 4
1700

Как видно из приведенных примеров, процесс расчета базовых нормативов является достаточно трудоемкой процедурой, требующей учета многих взаимосвязанных показателей (финансовых и нефинансовых). В этой связи применение специализированных веб-приложений становится критически необходимым для качественного и быстрого расчета базовых нормативов затрат. Так, отдельные примеры реализованных нашей компанией проектов по расчету базовых нормативных затрат с использованием продвинутых функциональных моделей ЭС «РАМЗЭС 2.0» представлены на скриншотах ниже:

Заключение
Правильная методология расчета нормативных затрат позволяет:
  • Обеспечить эффективное планирование бюджетных средств
  • Контролировать качество оказания государственных услуг
  • Оптимизировать расходы учреждений
  • Повысить прозрачность бюджетного процесса

Важно отметить, что все расчеты должны соответствовать требованиям бюджетного законодательства и учитывать актуальные нормативные акты, регулирующие порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.