На сегодняшний день в российской финансовой практике сохраняется принцип сметного финансирования, несмотря на переход в более современным принципам программно-целевого управления и нормативно-подушевого финансирования. Вместе с тем внедрение механизма базового норматива (с 2013 г.) должно значительно расширить возможности нормативного финансирования учреждения для повышения качества оказываемых ими государственных услуг (в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры и т.д.). Сравнительная характеристика сметного и нормативного подходов приведена на рисунке ниже:
Базовый норматив затрат представляет собой финансовый показатель, определяющий размер финансовых ресурсов, необходимых для оказания единицы государственной услуги (работы) при прочих равных условиях. В этой связи для Учредителя и его сети подведомственных учреждений возникает объективная потребность в правильном расчете и финансово-экономическом обосновании базовых нормативов затрат.
Описание структуры нормативных затрат с указанием возможных классификаторов КОСГУ представлена в таблице ниже.
ТИП
Характеристика
Код
КОСГУ
Нормативный метод
В упрощенном варианте формулу расчета натуральной нормы в пересчете на единицу государственной услуги можно представить в следующем виде:
7,39 трудочасов х 395,67 руб. = 2 924 руб. на 1 ребенка
Метод эффективного учреждения и медианный метод
Пример применения таких методов приведен в таблице ниже:
УЧРЕЖДЕНИЕ
Услуга
Расчетный (индивидуальный) норматив по учреждению (руб.)
Норматив «метод эффективного учреждения» (руб.)
Норматив «медианный метод» (руб. за ед.)
Как видно из приведенных примеров, процесс расчета базовых нормативов является достаточно трудоемкой процедурой, требующей учета многих взаимосвязанных показателей (финансовых и нефинансовых). В этой связи применение специализированных веб-приложений становится критически необходимым для качественного и быстрого расчета базовых нормативов затрат. Так, отдельные примеры реализованных нашей компанией проектов по расчету базовых нормативных затрат с использованием продвинутых функциональных моделей ЭС «РАМЗЭС 2.0» представлены на скриншотах ниже:

Важно отметить, что все расчеты должны соответствовать требованиям бюджетного законодательства и учитывать актуальные нормативные акты, регулирующие порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
